2.5.1. Настоящая глава Правил распространяется на воздушные линии электропередачи
напряжением выше 1 кВ и до 750 кВ, выполняемые неизолированными проводами (ВЛ), и
напряжением выше 1 кВ и до 20 кВ, выполняемые проводами с защитной изолирующей
оболочкой — защищенными проводами (ВЛЗ).
Требования к ВЛ с неизолированными проводами распространяются и на ВЛ
соответствующего напряжения, выполняемые проводами с защитной изолирующей
оболочкой, кроме требований, специально оговоренных в настоящих Правилах.
Настоящая глава не распространяется на электрические воздушные линии, сооружение
которых определяется специальными правилами, нормами и постановлениями (контактные
сети электрифицированных железных дорог, трамвая, троллейбуса; ВЛ для
электроснабжения сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ); ВЛ напряжением 6 —
35 кВ, смонтированные на опорах контактной сети и т.п.).

Кабельные вставки в ВЛ должны выполняться в соответствии с требованиями,
приведенными в 2.5.124 и гл. 2.3.
к оглавлению ↑ 2.5.2. Воздушная линия электропередачи выше 1 кВ — устройство для передачи
электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при
помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям,
кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
За начало и конец ВЛ (ВЛЗ) принимаются:
у ЗРУ — место выхода провода из аппаратного зажима, присоединяемого к проходному
изолятору;
у ОРУ с линейными порталами — место выхода провода из зажима натяжной гирлянды
изоляторов на линейном портале в сторону ВЛ;
у КТП — место крепления провода к изолятору КТП или место выхода провода из
аппаратного зажима;
у ТП с выносным разъединителем — место выхода провода из аппаратного зажима,
присоединяемого к разъединителю.
к оглавлению ↑ 2.5.3. Пролет ВЛ — участок ВЛ между двумя опорами или конструкциями, заменяющими
опоры.
Длина пролета — горизонтальная проекция этого участка ВЛ.
Габаритный пролет lгаб — пролет, длина которого определяется нормированным
вертикальным расстоянием от проводов до земли при установке опор на идеально ровной
поверхности.
Ветровой пролет lветр — длина участка ВЛ, с которого давление ветра на провода и
грозозащитные тросы* воспринимается опорой.

*Далее тросы.

Весовой пролет lвес — длина участка ВЛ, вес проводов (тросов) которого воспринимается
опорой.
Стрела провеса провода f — расстояние по вертикали от прямой, соединяющей точки
крепления провода, до провода.
Габаритная стрела провеса провода fгаб — наибольшая стрела провеса провода в
габаритном пролете.
Анкерный пролет — участок ВЛ между двумя ближайшими анкерными опорами.
Подвесной изолятор — изолятор, предназначенный для подвижного крепления
токоведущих элементов к опорам, несущим конструкциям и различным элементам
инженерных сооружений.
Гирлянда изоляторов — устройство, состоящее из нескольких подвесных изоляторов и
линейной арматуры, подвижно соединенных между собой.
Тросовое крепление — устройство для прикрепления грозозащитных тросов к опоре; если в
состав тросового крепления входит один или несколько изоляторов, то оно называется
изолированным.
Штыревой изолятор — изолятор, состоящий из изоляционной детали, закрепляемой на
штыре или крюке опоры.
Усиленное крепление провода с защитной оболочкой — крепление провода на штыревом
изоляторе или к гирлянде изоляторов, которое не допускает проскальзывания проводов при
возникновении разности тяжений в смежных пролетах в нормальном и аварийном режимах
ВЛЗ.
Пляска проводов (тросов) — устойчивые периодические низкочастотные (0,2 — 2 Гц)
колебания провода (троса) в пролете с односторонним или асимметричным отложением
гололеда (мокрого снега, изморози, смеси), вызываемые ветром скоростью 3 — 25 м/с и
образующие стоячие волны (иногда в сочетании с бегущими) с числом полуволн от одной до
двадцати и амплитудой 0,3 — 5 м.
Вибрация проводов (тросов) — периодические колебания провода (троса) в пролете с
частотой от 3 до 150 Гц, происходящие в вертикальной плоскости при ветре и образующие

стоячие волны с размахом (двойной амплитудой), который может превышать диаметр
провода (троса).
к оглавлению ↑ 2.5.4. Состояние ВЛ в расчетах механической части:
нормальный режим — режим при необорванных проводах, тросах, гирляндах изоляторов и
тросовых креплениях;
аварийный режим — режим при оборванных одном или нескольких проводах или тросах,
гирляндах изоляторов и тросовых креплений;
монтажный режим — режим в условиях монтажа опор, проводов и тросов.
2.5.5. Населенная местность — земли городов в пределах городской черты в границах их
перспективного развития на 10 лет, курортные и пригородные зоны, зеленые зоны вокруг
городов и других населенных пунктов, земли поселков городского типа в пределах
поселковой черты и сельских населенных пунктов в пределах черты этих пунктов, а также
территории садово-огородных участков.
Труднодоступная местность — местность, недоступная для транспорта и
сельскохозяйственных машин.
Ненаселенная местность — земли, не отнесенные к населенной и труднодоступной
местности.
Застроенная местность — территории городов, поселков, сельских населенных пунктов в
границах фактической застройки.
Трасса ВЛ в стесненных условиях — участки трассы ВЛ, проходящие по территориям,
насыщенным надземными и (или) подземными коммуникациями, сооружениями,
строениями.
к оглавлению ↑ 2.5.6. По условиям воздействия ветра на ВЛ различают три типа местности:
А — открытые побережья морей, озер, водохранилищ, пустыни, степи, лесостепи, тундра;
В — городские территории, лесные массивы и другие местности, равномерно покрытые
препятствиями высотой не менее 2/3 высоты опор;
С — городские районы с застройкой зданиями высотой более 25 м, просеки в лесных
массивах с высотой деревьев более высоты опор, орографически защищенные извилистые и
узкие склоновые долины и ущелья.
Воздушная линия считается расположенной в местности данного типа, если эта местность
сохраняется с наветренной стороны ВЛ на расстоянии, равном тридцатикратной высоте
опоры при высоте опор до 60 м и 2 км при большей высоте.
к оглавлению ↑ 2.5.7. Большими переходами называются пересечения судоходных участков рек, каналов,
озер и водохранилищ, на которых устанавливаются опоры высотой 50 м и более, а также
пересечения ущелий, оврагов, водных пространств и других препятствий с пролетом
пересечения более 700 м независимо от высоты опор ВЛ.