2.5.249. Пересечение ВЛ с железными дорогами следует выполнять, как правило,
воздушными переходами. На железных дорогах с особо интенсивным движением* и в
некоторых технически обоснованных случаях (например, при переходе через насыпи, на
железнодорожных станциях или в местах, где устройство воздушных переходов технически
затруднено) переходы ВЛ следует выполнять кабелем.

*К особо интенсивному движению поездов относится такое движение, при котором количество
пассажирских и грузовых поездов в сумме по графику на двухпутных участках составляет более 100 пар в сутки и на однопутных — 48 пар в сутки.

Пересечение ВЛ с железными дорогами в горловинах железнодорожных станций и в
местах сопряжения анкерных участков контактной сети запрещается.
Угол пересечения ВЛ с электрифицированными* или подлежащими электрификации**
железными дорогами, а также угол пересечения ВЛ 750 кВ с железными дорогами общего
пользования должен быть близким к 90°, но не менее 65°.
В случае непараллельного прохождения воздушной ЛС МПС относительно железной
дороги угол пересечения воздушной ЛС с ВЛ должен определяться расчетом опасного и
мешающего влияний.

*К электрифицированным железным дорогам относятся все электрифицированные дороги независимо от рода тока и значения напряжения контактной сети.

** К дорогам, подлежащим электрификации, относятся дороги, которые будут электрифицированы в течение 10 лет, считая от года строительства ВЛ, намечаемого проектом.

к оглавлению ↑ 2.5.250. При пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами расстояния от
основания опоры ВЛ до габарита приближения строений* на неэлектрифицированных
железных дорогах или до оси опор контактной сети электрифицированных или подлежащих
электрификации дорог должны быть не менее высоты опоры плюс 3 м. На участках
стесненной трассы допускается эти расстояния принимать не менее: 3 м — для ВЛ до 20 кВ, 6
м — для ВЛ 35 — 150 кВ, 8 м — для ВЛ 220 — 330 кВ, 10 м — для ВЛ 500 кВ и 20 м — для ВЛ 750
кВ.
Защита пересечений ВЛ с контактной сетью защитными аппаратами осуществляется в
соответствии с требованиями, приведенными в 2.5.229.

*Габаритом приближения строений называется предназначенное для пропуска подвижного состава
предельное поперечное перпендикулярное пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств.

к оглавлению ↑ 2.5.251. Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами от проводов
до различных элементов железной дороги должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.34.
Наименьшие расстояния по вертикали от проводов ВЛ до различных элементов железных
дорог, а также до наивысшего провода или несущего троса электрифицированных железных
дорог определяются в нормальном режиме ВЛ при наибольшей стреле провеса провода (при
высшей температуре воздуха с учетом дополнительного нагрева провода электрическим
током или при расчетной линейной гололедной нагрузке по 2.5.55).
При отсутствии данных об электрических нагрузках ВЛ температура проводов
принимается равной плюс 70 °С.
В аварийном режиме расстояния проверяются при пересечении ВЛ с проводами
площадью сечения алюминиевой части менее 185 мм2 для условий среднегодовой
температуры без гололеда и ветра, без учета нагрева проводов электрическим током.
При площади сечения алюминиевой части проводов 185 мм2 и более проверка в
аварийном режиме не требуется. Допускается расположение проводов пересекающей ВЛ над
опорами контактной сети при расстоянии по вертикали от проводов ВЛ до верха опор
контактной сети не менее: 7 м — для ВЛ напряжением до 110 кВ, 8 м — для ВЛ 150 — 220 кВ, 9
м — для ВЛ 330 — 500 кВ и 10 м — для ВЛ 750 кВ. В исключительных случаях на участках
стесненной трассы допускается подвеска проводов ВЛ и контактной сети на общих
опорах.
При пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами, вдоль которых проходят линии
связи и сигнализации, необходимо, кроме табл. 2.5.34, руководствоваться также
требованиями, предъявляемыми к пересечениям и сближениям ВЛ с сооружениями связи.

Пересечение и сближение ВЛ с железными дорогами
к оглавлению ↑ Таблица 2.5.34
Наименьшие расстояния при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами

2.5.252. При пересечении ВЛ электрифицированных и подлежащих электрификации
железных дорог общего пользования опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения,
должны быть анкерными нормальной конструкции. На участках с особо интенсивным и
интенсивным движением* поездов эти опоры должны быть металлическими.

*К интенсивному движению поездов относится такое движение, при котором количество пассажирских и грузовых поездов в сумме по графику на двухпутных участках составляет более 50 и до 100 пар в сутки, а на однопутных — более 24 и до 48 пар в сутки.

Допускается в пролете этого пересечения, ограниченного анкерными опорами, установка
промежуточной опоры между путями, не предназначенными для прохождения регулярных
пассажирских поездов, а также промежуточных опор по краям железнодорожного полотна
путей любых дорог. Указанные опоры должны быть металлическими или железобетонными.
Крепление проводов на этих опорах должно осуществляться поддерживающими
двухцепными гирляндами изоляторов с глухими зажимами.
Применение опор из любого материала с оттяжками и деревянных одностоечных опор не
допускается. Деревянные промежуточные опоры должны быть П-образными (с Х- или Zобразными связями) или А-образными.

При пересечении железных дорог необщего пользования допускается применение
анкерных опор облегченной конструкции и промежуточных опор. Крепление проводов на
промежуточных опорах должно осуществляться поддерживающими двухцепными
гирляндами изоляторов с глухими зажимами. Опоры всех типов, устанавливаемых на
пересечении железных дорог необщего пользования, могут быть свободностоящими или на
оттяжках.
к оглавлению ↑ 2.5.253. На ВЛ с подвесными изоляторами и нерасщепленным проводом в фазе натяжные
гирлянды изоляторов для провода должны быть двухцепными с раздельным креплением
каждой цепи к опоре. Крепление натяжных гирлянд изоляторов для расщепленного провода
в фазе должно выполняться в соответствии с 2.5.112. Применение штыревых изоляторов в
пролетах пересечений ВЛ с железными дорогами не допускается.
Использование в качестве заземлителей арматуры железобетонных опор и
железобетонных приставок у опор, ограничивающих пролет пересечения, не допускается.
к оглавлению ↑ 2.5.254. При пересечении ВЛ с железной дорогой, имеющей лесозащитные насаждения,
следует руководствоваться требованиями 2.5.207.
2.5.255. Минимальные расстояния от ВЛ до мостов железных дорог с пролетом 20 м и
менее следует принимать такими же, как до соответствующих железных дорог по табл.
2.5.34, а с пролетом более 20 м устанавливаются при проектировании ВЛ.